Краткие рассуждения о создании в России производителя телекоммуникационного оборудования

Опубликовано – 01.06.2014

Добрый день, уважаемые читатели! Если желаете ознакомиться с моими рассуждениями о возможности подобного или доказать обратное, то милости прошу под кат. Ниже изложено сугубо мое мнение, которое может расходиться с мнением партии и правительства.

В настоящий момент, по моему мнению, сложилась ситуация, когда практически ни один коллективный вид деятельности не может быть реализован не только без применения вычислительной техники, но и без использования компьютерных сетей. Клиент-серверные приложения, такие как электронная почта, системы документооборота, сервисы IP-телефонии и видеоконференций, прочно вошли в повседневную жизнь любого предприятия, будь то завод, страховая компания, банк или воинская часть.

Необходимо честно признать близкое к катастрофическому отставание России в области производства телекоммуникационного оборудования. Да, в настоящее время отдельными отечественными компаниями производятся вполне приличные изделия, такие как мультиплексоры медных и оптических линий, IP-АТС, коммутаторы 2-го и 3-го уровня, маршрутизаторы. Но в нашей стране нет ни одного крупного производителя, объединяющего в себе линейку оборудования различных сегментов и назначения, под единым брендом, с единой системой команд и идеологией, системой обучения и сертификации специалистов. Из самых известных и значимых, отметить можно:

• АО «Сетевые технологии», в основном производящее радио-оборудование.
• РККС, выпускающая линейку коммутаторов от уровня доступа до уровня ядра и MPLS маршрутизаторы.
• Cronyx, специализирующуюся на модемах и мультиплексорах.
• NSG, разрабатывающее маршрутизаторы.
• SNR, имеющую широкую линейку L2/L3 коммутаторов и другого телекоммуникационного оборудования.

Разрабатываемые и предлагаемые отечественными производителями продукты, к сожалению, зачастую применимы только формально и закупаются лишь для выполнения требований регулирующих органов по защите персональных данных и государственной тайны, либо закупаются небольшими провайдерами. Так же, даже достаточно неплохие устройства не имеют выхода на открытый рынок и поступают только в Министерство обороны и Министерство Внутренних Дел. Свою лепту, на мой взгляд, тут вносит как необходимость крупных расходов на разработку, сложность ведения бизнеса с большим сроком окупаемости в России, так и отсутствие конкуренции в некоторых нишах, в том числе и по причине наличия требований законодательства (принцип: «все равно купят»).

Помимо аппаратной части имеется большая проблема соответствия возможностей программного обеспечения отечественных производителей текущим требованиям построения сетей. В настоящий момент, например, недостаточно сделать шифратор/дешифратор, использующий отечественные криптографические алгоритмы, помимо этого необходимо обеспечить такие функции, как динамическая маршрутизация, Multipoint GRE и так далее. Поддержка базовых сетевых стандартов необходима, но не достаточна для уверенного входа на рынок телекоммуникационного оборудования.

Так же стоит учесть, что практически все крупные организации страны уже имеют территориально-распределенные сети, построенные с использованием оборудования того или иного производителя и вряд ли кто-то согласится нести дополнительные расходы по замене оборудования.

Учитывая вышеизложенные факторы основной проблемой, которую предстоит решать при создании предприятия даже не столько экономическая или техническая, сколько проблема наличия сильного маркетингового блока. Ошибочно думать, что менеджером по продажам может быть любой человек, например, не нашедший себя в другой профессии. Умение продавать, особенно продавать товар, не имеющий громкого имени очень сложная задача. Как мы видим, исходя из объемов продаж и известности, большинство отечественных производителей, к сожалению, такими ресурсами не обладают, а государственное регулирование не дает должного эффекта.

Свидетельством того, что решение этой задачи не является невозможным, является, например, Латвийская компания «MikroTik», основанная в 1995 году и к настоящему времени получившая мировую известность.

Итак, давайте же представим, как могла бы выглядеть экосистема отечественного производителя телекоммуникационного оборудования, для того что бы удовлетворить потребности локального потребителя.

Процесс организации производства и вывода продуктов на рынок имеет смысл делать поэтапным, так как попытка сделать слишком много сразу имеет слишком мало шансов на успех и будет стоить слишком дорого.

Перед реализацией первого этапа, предлагаю принять утверждение, что крупное предприятие в любом секторе отечественной экономики может быть создано только с государственным участием, так как требуются серьезные финансовые затраты и привлечение административного ресурса, в виду того, что частный инвестор вряд ли пойдет на столь большие риски при таком длительном сроке реализации и окупаемости, так же стоит принять тезис о том, что государственный сектор, как в гражданской, так и военной ипостаси, какое-то время, будет единственным потребителем нашей продукции. Несмотря на все аргументы о неэффективности государственного управления, к сожалению, это реальность, в которой приходится жить. В части же законотворчества, поддерживающего отечественного производителя телекоммуникационного оборудования, даже сейчас сделано достаточно для обеспечения колоссального преимущества перед иностранными брендами, достаточно вспомнить 152-ФЗ.

На первом этапе подразумевается непосредственное создание такого предприятия. Самый очевидный вариант — покупка нескольких частных фирм, уже работающих в данной сфере, объединение их в холдинг, с последующим слиянием в одну компанию на правах департаментов. Пристально внимание необходимо обратить на сохранение и дополнительный набор инженерно-технического персонала, но не стоит забывать о привлечении квалифицированных маркетологов. Успех или неудача этого проекта, большей частью, должна и будет зависеть от того, за какое время и с каким качеством будут разработаны аппаратные платформы первого поколения, написано программное обеспечение и насколько грамотно будут проведены мероприятия по информированию о продуктах, созданию положительного образа компании в профессиональном сообществе.

Техническая задача на этом этапе выглядит следующим образом:

• Создание единой программной платформы с унифицированным набором команд под управлением которой будет работать активное оборудование нашей компании.
• Проектирование, создание прототипов и тестирование первой серии устройств.

Хотелось бы чуть подробнее коснуться каждой из задач.

Так как на рынке телекоммуникационного оборудования лидеры уже давно определились, считаю, что нет необходимости придумывать что-то новое, для экономии как ресурсов, так и времени не нужно бояться заимствовать самые удачные идеи. Примером тут может служить компания HUAWEI, весьма успешно действующая на рынке телекоммуникационного оборудования. Например, наличие стандартизованного набора команд для настройки активного оборудования позволит намного быстрее подготовить специалистов, способных работать с нашим оборудованием, при этом за основу необходимо взять семантику и синтаксис CLI Cisco IOS, компании Cisco Systems, как стандарта де-факто телекоммуникационного оборудования Enterprise сегмента, основного возможного потребителя нашей продукции. При современной мощности и стоимости электронных компонентов нет необходимости в наличии программного обеспечения с урезанным и полным функционалом, так же хотелось бы предостеречь от расширения функционала с помощью загружаемых лицензий, что способно оттолкнуть отечественного потребителя.

Считаю разумным наличие трех ветвей программного обеспечения:

• Тестовый выпуск, предназначенный для отладки и содержащий реализацию нового функционала.
• Стабильный выпуск, предназначенный для использования в производственной среде.
• Для применения в государственных учреждениях. Данная ветвь должна быть сертифицирована на отсутствие незадекларированных возможностей и уровень защищенности от несанкционированного доступа, достаточный, для использования в работе с государственной тайной.

Я считаю, что, и думаю, большинство специалистов согласится со мной, что в настоящий момент созданы и стандартизированы все необходимые технологии для построения Enterprise сетей любого размера и основные производители занимаются, в основном, лишь увеличением мощности выпускаемого оборудования. Хотелось бы перечислить, на мой взгляд, основные из них, чье включение в состав нашего программного обеспечения необходимо для успеха проекта.

Для маршрутизаторов такими технологиями являются:

• Протоколы динамической маршрутизации BGP, OSPF, RIP
• Реализация протоколов IPSec и алгоритмов шифрования и хэширования DES/3DES, ГОСТ 28147-89 (256 бит), AES (128/192/256 бит), ГОСТ Р 34.11-94, MD5, SHA
• Multipoint GRE + NHRP. Реализация должна быть аналогична Cisco DMVPN и HUAWEI DSVPN
• Функции пакетной фильтрации
• MPLS
• Поддержка QoS
• Поддержка SNMP v2, v3

Хотелось бы отметить, что необходимо предусмотреть возможность поддержки IPv6 в будущих выпусках, но в первых релизах делать этого не следует, если при этом значительно увеличивается срок разработки программного обеспечения. Основным аргументом здесь может являться то, что несмотря на исчерпание пула IP-адресов IPv4, в Enterprise сегменте IPv4 еще долгое время будет основными, не уступая IPv6.

Для коммутаторов первых выпусков, минимально необходимым является поддержка следующих технологий:
• 802.1d STP
• 802.1w RSTP
• 802.1q VLAN
• 802.1p QoS

Программное обеспечение должно поддерживать управление по протоколам telnet, ssh, поддерживать обновление и сохранение конфигурации по протоколам http, rcp, ftp, tftp.

Что касается аппаратного обеспечения, то, скорее всего, имеет смысл, оставляя за собой разработку схем и контроль качества, все остальные вопросы производства передать на фабрики зарубежных стран, в частности КНР, максимально используя иностранные электронные компоненты, так как основной ценностью телекоммуникационного оборудования является программного обеспечение.

Для минимально возможного применения в Enterprise-сегменте, линейка оборудования первого выпуска должна быть представлена:

1. Модульный маршрутизатор с пропускной способностью не менее 1000 килопакетов в секунду (здесь и далее на пакетах 64 кб). Номенклатура модулей может быть определена позднее, шасси должно иметь не менее 2-х встроенных портов Gigabit Ethernet.
2. Фиксированный маршрутизатор с WAN портом типа Fast Ethernet BASE-T и встроенным коммутатором 8 портов 10/100 Fast Ethernet, с пропускной способностью не менее 50 килопакетов в секунду.
3. Фиксированный маршрутизатор с 2-мя портами типа Fast Ethernet BASE-T, минимально возможного форм-фактора, пригодного для использования внутри банкоматов, платежных терминалов и других устройств с ограниченным внутренним пространством.
4. Коммутатор 24 порта 10/100 Fast Ethernet BASE-T, в вариантах с 2-мя порта 10/100/1000 Gigabit Ethernet 1000BASE-T или 2-мя портами 1000BASE-X, в реализации с поддержкой PoE мощностью 350 Вт и без таковой
5. Коммутатор 48 портов 10/100 Fast Ethernet BASE-T, в вариантах с 2-мя порта 10/100/1000 Gigabit Ethernet 1000BASE-T или 2-мя портами 1000BASE-X, в реализации с поддержкой PoE мощностью 350 Вт, 720 Вт и без таковой
6. Коммутатор 48 портов 10/100/1000 Gigabit Ethernet 1000BASE-T и 2-мя портами 10GBASE с интерфейсом SFP+
7. Коммутатор 24 порта 10GBASE с интерфейсом SFP+

Такое ограничение номенклатуры первого выпуска позволит удовлетворить потребности большинства потребителей, без необходимости расходования значительных ресурсов на разработку модельного ряда.

Не стоит забывать и про сегмент SOHO, для чего необходимо наличие маршрутизатора с WAN портом типа Fast Ethernet BASE-T, встроенным коммутатором 4 порта 10/100 Fast Ethernet и модулем Wi-Fi стандарта 802.11b/g.

Особое внимание стоит обратить на жизненный цикл устройств. Производство конкретной номенклатуры должно продолжаться не менее 5-ти лет, пусть и с изменениями аппаратной ревизии. Такое решение позволит пользователям осуществлять долгосрочное планирование закупок и развертывание типовых схем.

Для оперативного решения проблем пользователей необходима организация службы технической поддержки, действующей на основании сервисных контрактов.

Продолжительность этого этапа не должна превышать три года. Результатом этого этапа должно быть:

1. Холдинговая структура, в которой дочерние организации выполняют разработку аппаратного обеспечения по своему профилю, а разработка программного обеспечения вынесена в отдельное подразделение в составе управляющей компании холдинга.
2. Отлажены бизнес-процессы и организован аутсорсинг производства.
3. Отлажены процессы аппаратной и программной разработки, налажено взаимодействие между подразделениями.
4. Создано ядро коллективов разработчиков.
5. Организована служба поддержки пользователей
6. Разработана, протестирована и направлена в производство продуктовая линейка оборудования.
7. Организация системы продаж и гарантийного обслуживания через реселлеров.

На втором этапе следует сосредоточиться как над повышением функционала программного обеспечения, что необходимо для повышения привлекательности устройств на внутреннем рынке, так и над очень осторожным расширением номенклатуры изделий. При разработке номенклатуры необходимо использовать все преимущества обратной связи с профессиональным сообществом, которые могут быть получены, так как уже говорилось выше, что продуктовая линейка и функционал устройств должны позволять спроектировать, построить и эксплуатировать территориально-распределенную сеть крупной организации без увеличения стоимости по сравнению с основными конкурентами – компаниями Cisco Systems, Huawei, Juniper Networks.

Продолжительность этого этапа не должна превышать четырех лет. Основными итогами этапа должны быть:

1. Объединение предприятий холдинга в одну организацию.
2. Расширение функционала программного обеспечения.
3. Расширение номенклатуры производимых устройств.
4. Переход к прямым продажам, организация сервисных центров.
5. Организация системы обучения и сертификации специалистов.

Дальнейшие этапы подразумевают дальнейшее наращивание линейки оборудования, возможно, перевод части производства в Россию, постепенное увеличение присутствия на рынке телекоммуникационного оборудования России, а в дальнейшем, и Таможенного Союза.

Подводя итог, хотелось бы высказать уверенность в том, что если удастся преодолеть такие беды как излишнее раздувание штатов, лень, боязнь ответственности у руководителей, и кумовство, организация отечественного производителя телекоммуникационного оборудования хоть и сложная, но вполне реализуемая задача.


[ad name=»Google Adsense»]



 Уважайте труд автора, сохраняйте копирайты.
Реклама на сайте висит не просто так и если статья Вам понравилась, с ее помощью Вы можете отблагодарить автора за проделанную работу. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*