Офисная телефония. Made in Russia

Опубликовано – 02.03.2010

Автор:Сгибнев Михаил
v2010030200

 Число организаций, способных позволить себе держать в штате телефониста достаточно невелико, большая же их часть перекладывает данные функции на плечи сетевого администратора, справедливо считая, что провода испольуются и там и там, в принципе, одинаковые.

 Основным положительным моментом, следующим из такого подхода, является то, что администратор волен принимать самостоятельное решение о типе закупаемой АТС, руководствуясь объемом требуемого функционала, цены, наличия поддержки и т.д. В результате, большинство администраторов приходят к мысле о закупке именно IP-АТС, так как именно этот класс станций, в данный момент, обеспечивает наибольший функционал по цене, сравнимой с традиционными цифровыми АТС. В тоже время, я хотел бы отметить то, что запросы в плане телефонизации у каждой организации разные и кому-то вполне достаточно Panasonic KX-T61610B, стоящего в темном углу вот уже 15 лет.

 Не смотря на кажущееся богатство выбора, количество вариантов не так уж велико. В конечном итоге мы упремся или в решения, так или иначе, связанные с Asterisk, или дорогие корпоративные решения (Avaya, Cisco) или малораспространенные решения, про одно из которых я и хочу вам рассказать.

 В самом начале подведем под повествование экономическую основу, так как это основное мерило любого проекта, предъявляемого руководству.

 Сравнение АТС

 В качестве исходных данных примем среднестатистический мелкий офис, с 25 внутренними абонентами и 8 внешними телефонными линиями. Проведем сравнение с несколькими аналогичными по функционалу вариантами (список далеко не полный, при желании можете прислать мне ссылку). Сознательно не рассматривались традиционные АТС, так как реализация на них некоторых функций IP-АТС невозможна.

 Обратите внимание на следующее: самый первый вариант (самосбор с последующей установкой Asterisk) — взят один из самых дешевых системных блоков, но достаточно дорогая карта Sangoma, так что тут возможны варианты, но средняя температура по больнице будет примерно такого порядка. В расчет не входит стоимость аналоговых телефонных аппаратов, так как разброс цен тут очень большой. Так же стоит отметить высокую стоимость аналоговых портов для Asterisk — выгода от его внедрения, если не учитывать широчайший функционал, проявляется только при использовании сотрудниками SoftPhone типа X-Lite. От администратора, при настройке Asterisk, требуется вдумчивость, умение искать и обрабатывать информацию в поисковых системах. Ситуацию несколько облегчает наличие готовых решений — типа Trixbox, AsteriskNOW, etc.

Номенклатура

Цена (руб)

Номенклатура

Цена (руб)

Номенклатура

Цена (руб)

Номенклатура

Цена (руб)

DEPO Ego 8330is

9000

Agat-UX 2211 FXO8*

39680

Agat-UX 3212*

61440

AllVoIP AV80008-IPPBX

19990

IP-телефон SNR-VP-6020 (25 шт)

50000

IP-телефон SNR-VP-6020 (25 шт)

50000

1 FXO8 + 3 FXS8 +1 FXS4

28928

IP-телефон SNR-VP-6020 (25 шт)

50000

Плата расширения Sangoma A20004

26000

 

 

 

 

 

 

Итого:

85000

* С пакетом расширенного функционала

89680

* С пакетом расширенного функционала

90368

* Нарекания в работе, отсутствие документации

69990

 Отдельно хотел бы привести пример для решения Avaya:

PEC Code

Описание

Кол-во

Цена ($)

225234

AVAYA AURATM R5 ANALOG NEW LIC

20

$388,40

700012909

24 PORT LINE PATCH PANEL

1

$182,24

700394661

MM711 ANLG MEDIA MODULE RHS

1

$971,93

700394703

MM716 ANLG MEDIA MODULE 24 FXS RHS

1

$1 869,87

700469273

G430 MEDIA GATEWAY

1

$939,61

Итого:

$4 352,05

 Стоит отметить, что функционал станции G430 будет весьма ограничен, за дополнительные опции потребуют дополнительных денег — кодеки, возможность создания SIP транков и т.д.

 Обратите внимание: для Agat-UX 2211 FXO8 покупка пакета расширенного функционала обязательна — иначе вам не зарегистрировать IP-телефоны. И Agat-UX 2211 и Agat-UX 3212 позволяет подключаться к провайдерам IP-телефонии без пакета расширенного функционала, это сэкономит некоторую сумму денег, но лишит вкусностей типа голосовой почты, факс-сервера и т.д.

 Итак, из приведенных данных видно, что в лидеры у нас неожиданно вырывается IP-АТС АГАТ UX.

 Настройка

 Приступим к самому интересному. Помимо самой станции нам потребуется компьютер под управлением ОС Windows для работы конфигуратора, сбора статистики и т.д. (хотя есть упоминания о работе конфигуратора из под wine).

 Обновление прошивки

 Мне в руки, на момент написания статьи, попало устройство с версией прошивки 1.1.0.123, и, в связи с ошибками работы с Asterisk, потребовалось ее обновление. Процесс обновления прошивки нельзя назвать очень простым, но если подойти к делу вдумчиво, не торопять и следуя пошаговым инструкциям, то сложностей возникнуть не должно. Обращаю внимание на то, что при обновлении на версию 1.1.3.97 следует предварительно написать заявку в службу технической поддержки, указав серийный номер Вашей IP-АТС, модель, тип используемого пакета и текущую версию программного обеспечения IP-АТС. Из службы поддержки, в свою очередь, вам будет выслан файл лицензии, который необходимо положить в корень диска С: АТС. Данную версию внутреннего ПО IP-АТС следует использовать с ПО Конфигуратор, версии не менее 5.11.1.18. При переходе на данную версию необходимо обновить ПО для режима обновления.

 Настройка станции с прошивкой 1.1.0.123 и более ранних очень хорошо описана в документации, за это хочется сказать отдельное спасибо. Настройка таких сервисов, как голосовая почта, с более поздними прошивками выполняется в рамках «Абонентского сервиса», о чем так же сказано в документации. Для примера, и в новом и в старом ПО ящики голосовой почты абонентов создаются непосредственно на АТС по протоколу FTP, единственное различие заключается в пути, по которому они расположены. Эти тонкости прекрасно описаны в Руководстве по эксплуатации IP.АТС серии АГАТ UX [расширенные функции].

 Настройка

 В приложении я выложил готовый конфигурационный файл для АТС 2211, всё нижеприведенное будет касаться именно этой АТС. Возможно, некоторые вещи вам покажутся не совсем верными, в таком случае, оставьте свой комментарий.

  Самое простое, с чего можно начать — это создание номерного плана, в котором описываются номера сервисов и номера локальных абонентов. Обращаю ваше внимание на то, что для адресации на сервисы я использую номера из плана назначенного на эту АТС (128Х), хотя можно назначать любые удобные. Это связано с тем, что при наличии большой филиальной сети может возникнуть потребность в перекрестной адресации между сервисами АТС различных филиалов. Абонентов, подключенных через порты FXS, требуется завести в номерном плане вручную.

 Настройка входящих линий также довольно проста. Выбираем соответствующий тип набора номера, в качестве способа маршрутизации оставляем номерной план, это должно исключить проблемы при ошибках в таблицах маршрутизации. В моем случае, звонки приходящие на внешние линии переадресовываются на IVR, порядок создания которого описан в документации. Я принял допущение, что номер 1280 является номером секретаря, 1281 является номером факса, донабор внутреннего номера осуществляется через сервис DISA, хотя хорошей альтернативой для него может служить предоставляющий более широкий функционал сервис очереди вызовов.

 При разветвленной сети филиалов организации необходимо особое внимание обратить на создание таблиц маршрутизации, так как именно с их помощью можно отправлять междугородние звонки через АТС других филиалов. Так как количество строк в таблице маршрутизации ограничено 32, то вопрос решается созданием ТМ по числу префиксов. Особо хочу отметить возможность указания порядка действия в случае, когда устройство, на которое осуществляется вызов, недоступно. Данный параметр обозначен как DDoS и позволяет перенаправить звонки на другое устройство. Например, в ТМ0 указано, что в случае, если дозвониться на внутренние телефоны организации (ХХХХ) нельзя дозвониться через Asterisk (установленный в Головном Офисе), то осуществляется переход на ТМ1, в котором происходит преобразование номера и дозвон через городские линии. В номерных планах можно указать тип запрета для каждого направления и в дальнейшем использовать этот параметр для ограничения прав абонента.

 Внутренние абоненты должны иметь в качестве способа маршрутизации ТМ0, в противном случае они смогут звонить только в пределах номерного плана. В моем случае, абонентам запрещено выходить на международные номера.

 Связь с SIP-сервером настраивается легко, только необходимо указать адрес сетевого шлюза и адрес SIP-сервера в соответствующих разделах конфигуратора.

 Для регистрации SIP-абонента на АТС достаточно указать его номер и пароль, после чего он появляется в номерном плане. В плане эксперимента, один из двух заведенных, в моей конфигурации, SIP-абонентов предназначен для интеграции со Skype с помощью UPlink, что вполне подходит для небольшого офиса. Если ваша организация велика размером или много работает со Skype-абонентами, то лучше не пожалеть денег и воспользоваться оригинальным сервисом. Настройка интеграции АТС и Skype рассмотрено в этом руководстве, хотя беспроблемная работа данного решения сомнительна — у меня не передаются DTMF коды, звук некоторе время ходил только в одну сторону, но это было связано больше с UPlink или с тем компьютером, на котором работал Skype…

 Мониторинг состояния станции может осуществляться по SNMP, в качестве community необходимо указать логин администратора. В этом случае отслеживаются следующие параметры:

  1. Общая информация об устройстве (сетевое имя и т.д.).
  2. Информацию об интерфейсах устройства (поддерживаемые типы интерфейсов, их состояния и т.д.)
  3. Информацию о сетевых параметрах устройства.
  4. Статистическая информация о протоколе IP (количество принятых IP-пакетов, количество отправленных IP-пакетов и т.д.).
  5. Статистическая информация о ICMP (количество принятых ICMP-пакетов, количество посланных ICMP-пакетов и т.д.).
  6. Информация о настройках и состоянии линии Е1 (источник синхронизации, состояние физической синхронизации линии Е1 и т.д.).
  7. Информация о состоянии SIP-абонентов.

 Для физического подключения абонентов рекомендую запастись патчпанелью или плинтами — порты придется расшивать с RJ45 руководствуясь таблицей разъемов, посмотреть которую можно в конфигураторе, заголовке АТС.

 В итоге, потратив час времени на чтение документации, минимально рабочую конфигурацию АТС можно получить в течении получаса, в дальнейшем лишь занимаясь наведением всякой красоты.

 Отдельного внимания заслуживает служба технической поддержки. Она есть и действительно работает, в ходе настройки переписка велась достаточно бурная и на каждый свой вопрос я получал вразумительный ответ, хотя не мгновенно. Имеется форум, ответы появляются.

 Касательно надежности — в одном из филиалов УАТС Агат UX 3212 эксплуатируется уже более 5 лет без каких-либо проблем.

 Подводя итог, хочу сказать — ИМХО, это тот случай, когда стоит поддержать отечественного производителя.

 Конфигурацию станции для ознакомления можно скачать здесь.




 Уважайте труд автора, сохраняйте копирайты.
Реклама на сайте висит не просто так и если статья Вам понравилась, с ее помощью Вы можете отблагодарить автора за проделанную работу. Спасибо!

2 комментария в Офисная телефония. Made in Russia

  1. Vitaly:

    В статье нет предупреждения о том что железо не сертифицированно. А пров очень больно бьёт, когда узнает что к нему чтото такое подключили. Поэтому я у себя сделал следующую схему — пров(e1-channel) атс(e1-channel)asterisk

  2. Mixa:

    Да, я забыл об этом упомянуть, но вот тут лежит масса сертификатов на этот АГАТ. Кстати, по поводу Е1 потоков — с ними дела обстоят хорошо только в Москве и нескольких крупных городах. Когда я захотел подключать АТС по Е1 то, например, в Калуге мне Электросвязь сказала что вообще не знает, что это такое, а в Челябинске запросили 300.000 за подключение и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*